Слишком хорошие родители — плохие родители, или Что общего у гиперопеки и языкового развития ребенка?

Языковое развитие ребенка является одной из тех вещей, на которую родители обращают внимание, потому что это направление развития, в котором отклонения легче заметить. В то же время случается, что сами родители несут ответственность за то, что язык ребенка недостаточно развивается. Больше рассказывает логопед и специальный педагог Вита Скрамане.
Чтобы ребенок постепенно становился все более независимым, учился доверять себе, справляться с разными ситуациями и строить общение с другими, ему нужна все большая независимость

FOTO: Shutterstock.com

Чтобы ребенок постепенно становился все более независимым, учился доверять себе, справляться с разными ситуациями и строить общение с другими, ему нужна все большая независимость

Родители часто обращаются к специалисту за советом, потому что ребенок уже достиг возраста двух-трех лет, но не говорит в соответствии с нормой. Ребенок в возрасте от двух до трех лет должен говорить короткими предложениями из трех или четырех слов, например: «Все печеньки закончились». Возможно, начинает спрашивать: «Почему?» Чаще всего близкие смогут понять ребенка без трудностей, но незнакомцам может потребоваться «перевод». Ребенок может произнести несколько сотен слов и понять несколько тысяч. Однако возможно, что он употребляет одно и то же слово, чтобы описать целую группу предметов, например слово «курица» может обозначать любые виды мяса. Но это не означает, что все дети в этом возрасте должны говорить одинаково. Всегда есть разница — один ребенок начнет говорить быстрее, другой — немного позже. Если родители начинают беспокоиться, что речь ребенка развивается слишком медленно, первым делом надо подумать, не причиняют ли они сами ребенку вред. Как? Очень просто — слишком заботясь!

 

Хорошие родители — плохие родители?

Родители, которые слишком заботятся о ребенке, не плохие родители, у них просто нет опыта, как действовать, чтобы ребенку было лучше. «Если рядом со слишком опекаемым ребенком есть родители, то об этом можно сказать очень легко — если какой-нибудь вопрос задан ребенку, родитель спешит вместо ребенка ответить или сразу вмешаться: ну скажи, ну ответь! Но с таким побуждением ребенка очень быстро можно сделать несмелым. Опыт показывает, что сверхопекаемые дети нередко являются теми, кого в детском саду, а позже и в школе обижают — обзывают и бьют», — характеризует серьезность проблемы специалист. Больше всего чрезмерной опеке подвержены те дети, чьи мамы длительно не участвуют ни в каких рабочих или общественных мероприятиях, а полностью отдаются только и исключительно воспитанию детей, а также те, кого воспитывают только мамы без присутствия отца. В обществе зачастую такая забота не воспринимается как что-то негативное, и мать, которая жертвует себя детям, считается примером хорошей матери.

 

Слишком большая забота действительно не позволяет ребенку полноценно развиваться. Если ему не разрешают пробовать, он не может тренироваться и поэтому не может научиться.

 

Что такое гиперопека?

Один из видов гиперопеки — это балование детей, которое совсем не так невинно, как выглядит со стороны, потому что в его основе лежит желание родителей любой ценой защитить своего ребенка от чего-либо плохого или обеспечить только лучшее. Таким образом, ребенок не научится решать проблемы своими собственными силами. Также он не сможет различить, когда его действия неверны и не подходят, потому что в детстве никогда не будет сталкиваться с известными последовательностями и наказанием за неадекватное действие.

 

Такие последствия могут быть и в том случае, если родители выбрали антиавторитарный путь воспитания. Конечно, одна из важнейших задач родителей — защитить детей от опасных ситуаций как физически, так и эмоционально, и, конечно, жизнь — как в деревне, так и в городе — не бывает без опасных ситуаций. Однако есть родители, которые видят риск там, где другие не видят и где его на самом деле вообще нет. Оценивая в целом, надо сказать, что гиперопека начинается уже в тех случаях, когда мы помогаем ребенку в действиях, с которыми он сам очень хорошо может справиться — хотя бы взобраться на башенку на игровой площадке или прийти из школы домой. Причиной таких реакций чаще всего является то, что родители неправильно оценивают опасность и сами борются со страхом.

 

Статистика такова, что примерно треть детей не начинают выполнять задачу, пока учительница не пришла и не объяснила ребенку индивидуально. Это означает, что детей в младших классах еще нужно учить самостоятельно работать.

 

Реклама
Реклама

Задача родителей — позволить ребенку развиваться!

Слишком большая опека действительно не позволяет ребенку полноценно развиваться. Если ему не разрешают пробовать, он не может тренироваться и поэтому не может научиться. Конечно, родителей здесь трудно в чем-то упрекать, потому что они все это делают от сердца, с желанием помочь ребенку. Пример из опыта логопеда: «Один ученик третьего класса на уроках не делает абсолютно ничего. Если оценивать работу на уроке, то он неуспевающий, зато дома работает вдвойне — делает все классные работы, а потом выполняет домашние задания, потому что кто-то из родителей сидит рядом и помогает. В результате трудно родителям, трудно ребенку, трудно учителю». В тот момент, когда родители поняли, что делают чего-то слишком много, они могут сами себя приучать воздерживаться от помощи, вместе с тем со временем уча ребенка самостоятельности. Чтобы ребенок постепенно становился все более независимым, учился доверять себе, справляться с разными ситуациями и строить общение с другими, ему нужна все большая независимость. Так он может учиться на своих ошибках и в результате успешного действия чувствовать себя компетентным и способным справляться с жизнью. Формирование его самоуважения и самосознания происходит на надежных основаниях. Несомненно, невозможно во всех случаях провести точную границу, знать, сколько свободы дать ребенку.


Специалист подчеркивает, что неспособность учиться самостоятельно — большая проблема: «В младших классах школы очень много детей, которые с учебным материалом не справляются, потому что классы большие и учитель не может все время сидеть рядом с каждым, как дети привыкли. Статистика такова, что примерно треть детей не начинают выполнять задачу, пока учительница не подошла и не объяснила ребенку индивидуально. Это означает, что детей в младших классах еще нужно учить самостоятельно работать».

 

Если ты одеваешь своего четырехлетнего, а иногда даже шестилетнего ребенка с головы до ног, то теперь дай ребенку небольшое задание, например самому застегивать пуговицы куртки.

 

От простых заданий к сложным

Одно ясно — нельзя так сразу сказать: хватит, теперь ты, ребенок, будешь самостоятельным.

Но можно начать с небольших вещей. Если ты одеваешь своего четырехлетнего, а иногда даже шестилетнего ребенка с головы до ног, то теперь дай ребенку небольшое задание, например самому застегивать пуговицы куртки. Со временем задания могут становиться сложнее — вплоть до завязывания шнурков ботинок. И здесь родителям надо вооружиться спокойным терпением, потому что, вероятнее всего, ребенок так сразу не захочет эти задания выполнять. В такие моменты можно сказать: ладно, пока ты не передумаешь, я попью чаю или протру полы в комнате. И ребенок должен понимать: если задание не будет выполнено, то, например, выйти на улицу не получится.

 

Есть дети, которые одни не умеют смотреть книги. Ему нужно, чтобы кто-то из взрослых сидел рядом. Конечно, приятно вместе листать книги, потому что это открывает возможность для разговоров об увиденном, но ребенок должен уметь делать это и один. Тогда ребенку можно сказать: ты здесь, на кухне, за столом посмотри книгу и расскажи мне, что видишь, чтобы мне было интересно, пока я чищу картошку. У ребенка будет ощущение, что вы вместе, и все же он уже будет делать это один. Если думать с дальним прицелом, то такая способность что-то делать одному очень поможет ребенку в школе справляться с учебным материалом. И, если смотреть еще дальше, легче начать работать и устанавливать отношения.