Специалист по родам Санта Маркова: «Не крендели, а хорошие слова — лучшая благодарность врачам»
-
Гунита Крылова
редактор Mammamuntetiem.lv
Санта Маркова работает в Рижском роддоме с 1993 года и говорит, что лучшая оценка работы — если семьи снова и снова возвращаются на роды в Рижский роддом. В год учреждение принимает более 5800 родов, и специалист признает, что установленные в начале пандемии строгие ограничения были для того, чтобы защитить как персонал Рижского роддома, так и пациентов от распространения инфекции.
В каких настроениях прошел год в пандемии? Хотя могло показаться, что жизнь остановилась, дети продолжают рождаться...
Как и везде — последний год прошел в тени Covid-19. Изначально это было связано с выраженным незнанием и тревогой — как со стороны пациентов, так и в известной степени со стороны персонала. Я могу открыто сказать, что поначалу, особенно в первые три месяца, моей главной мыслью было защитить, чтобы в учреждении не болели ни работники, ни беременные, ни молодые мамы и дети. Поэтому у нас в учреждении с самого начала были самые строгие меры безопасности. Теперь свободно доступно тестирование, поэтому мы можем регулярно проводить необходимые скрининги для работников, которые не вакцинированы, также тестируются беременные, роженицы и папы. Если у папы тест отрицательный, он может участвовать и в семейных родах. Доступны также экспресс-тесты, и ответ быстрый. Можно сказать, что теперь мы научились жить с инфекцией Covid-19. Мы понимаем, что, возможно, с этим придется долго жить. У нас также созданы специальные помещения для обслуживания — инфекционный изолятор: три отдельных помещения для родов и послеродового ухода, операционный зал и помещения для ухода за новорожденными, если поступает положительная на Covid-19 мама или беременная, чтобы мы могли спокойно ухаживать за ними. Это также безопасно для других пациентов — в этих помещениях отдельные входы, и там дороги здоровых и потенциально больных не пересекаются.
Что в данный момент беспокоит медиков, когда они думают о беременных, роженицах и новорожденных?
Для нас важно, чтобы у нас была здоровая мама и здоровый ребенок. Важно, чтобы будущие мамы, которые являются беременными высокого риска, вакцинировались. Нам хочется, чтобы беременные не болели Covid-19, чтобы у них не было тяжелых форм заболевания, чтобы не было последствий для их детишек. Мы обучаем и поощряем беременных вакцинироваться, если они сомневаются. Конечно, это добровольное решение. Оно должно быть взвешенным, но если сама беременная по каким-то причинам не желает или боится вакцинироваться, то мы призываем вакцинироваться ее семью и напоминаем, чтобы соблюдались другие меры безопасности. Также, если в доме уже есть маленький ребенок, нужно обратить внимание на то, чтобы ребенок из садика не принес болезнь, так как маленькие дети могут болеть без симптомов. У нас были такие женщины, которые не подозревали, что инфицированы Covid-19, но это обнаружилось только после того, как был сдан тест. Мы надеемся, что вакцинация будет эффективной и вакцины будут работать и на вновь открывшиеся штаммы болезни, что общество будет сознательным и будет вакцинироваться, и распространение Covid-19 будет прервано или уменьшится.
Бывают дни, когда в Рижском роддоме рождается более 20 малышей. Санта Маркова признает: то, что семьи снова и снова возвращаются на роды в Рижском роддоме, — это самая высокая оценка работы
Что наш собственный и мировой опыт свидетельствует о том, как беременные переносят заболевание Covid-19?
Сначала доминировало мнение, что беременные болеют Covid-19 легко и это не очень опасно для них, но при обобщении данных исследований, проведенных в США, Англии и Израиле, было доказано противоположное — беременные тоже болеют Covid-19 часто и, к сожалению, болеют также в тяжелых формах. Если сравнивать молодых женщин без беременности и молодых женщин с беременностью, у беременных эти осложнения и тяжелые формы протекают намного сложнее. Беременным с этой инфекцией в три раза чаще требуется искусственная вентиляция легких, чем женщинам без беременности. В мировой практике есть и неблагоприятные исходы для ребенка. У беременных с этой инфекцией риск преждевременных родов увеличивается в среднем в три раза. Также увеличивается риск, что новорожденному понадобится более частое лечение в отделении интенсивной терапии. В среднем он увеличивается в три раза, некоторые источники указывают до пяти раз повышенный риск попасть в интенсивную терапию. Это частично связано с тем, что дети часто рождаются преждевременно. К сожалению, в этих странах есть и случаи материнской смертности, мертворожденные. В общей сложности это обозначает картину достаточно серьезной. Это еще больше заставляет думать о том, что очень строго следует соблюдать меры безопасности — как беременным, так и семьям и обществу. Надо добавить, что в Рижский роддом не попадают тяжелые пациенты с Covid-19, их для лечения направляют в Клиническую университетскую больницу Паулса Страдиньша, где также в этом году наблюдается рост положительных на Covid-19 беременных.
Для справки:
- В прошлом году в Рижском роддоме было 9 положительных на Covid-19 рожениц и беременных.
- В этом году: 45 (до середины мая).
Чувствуете ли вы в своем рабочем коллективе позитивный эффект вакцинации?
Да, мы его определенно чувствуем, заболеваемость в коллективе значительно уменьшилась, работники практически больше не болеют. Мы обучаем и поощряем своих работников вакцинироваться. У нас вакцинированы более 80 % работников, а среди работников, работающих именно с беременными, эти показатели еще выше. В основном мы можем быть уверены, что медицинский персонал не угрожает пациентам.
Главное — на роды приходить с позитивными мыслями и настроением. И, конечно, приходить на роды как на праздник, первый день рождения ребенка!
Каковы ваши наблюдения относительно готовности беременных вакцинироваться?
Возрос интерес беременных к вакцинации. Мы создали пункт вакцинации и предлагаем беременным и молодым мамам консультации о вакцинации, просвещаем и рассказываем о рисках. Замечено, что часто беременные не желают вакцинироваться во время первого триместра, это понятно. Наибольший риск для тяжелого протекания заболевания в третьем триместре, поэтому было бы хорошо, если бы до 28-й недели беременности была проведена уже полная вакцинация, чтобы образовался достаточный механизм иммунной защиты. Люди интересуются, действительно ли вакцинированным роженицам перед родами не надо будет делать тест, и оценивают это положительно. В любом случае, откровенного отрицания или сопротивления вакцинации мы не ощущаем — до нас такие мнения не доходят, и не наша задача выслушивать их. Мы информируем, даем пациентам возможность выбирать, но поддерживаем пациентов и в том случае, если они предпочитают не вакцинироваться. Тогда мы рассказываем и просвещаем женщину, как ей защищаться от инфицирования. Однако беременным с высоким риском мы определенно рекомендуем вакцинироваться — беременным после 35 лет, с диабетом или больным гестационным диабетом беременным, пациентам с повышенным индексом массы тела и женщинам с повышенным давлением. Эти беременные находятся в группе риска тяжелого протекания болезни Covid-19. Я надеюсь, что эти беременные наши опасения воспринимают как заботу, а не как строгие указания. Нам всем нужно, чтобы матери и дети были здоровы, — это нужно всему обществу в целом и особенно самим семьям. Я понимаю, что у всех новых семей не должно быть специальных знаний в медицине, поэтому информировать и поощрять принимать мотивированное решение — наша обязанность.
Чем объясняется больший риск тяжелого заболевания именно в 3-м триместре беременности?
Это связано с дополнительной нагрузкой на организм, физиологией. Такие заболевания всегда являются более опасными и сложнее переносятся на конечном этапе беременности.
Что происходит с роженицей, если у нее есть Covid-19, — чисто практически?
Пациентки, у которых уже есть значительные симптомы — температура, лихорадка, пониженная сатурация кислорода, — попадают в больницу Страдиньша, где есть специальные отделения для Covid-19, доступен специализированный уход и терапия. Если симптомы не выражены, роженица может отправиться и в другие родильные учреждения. Конечно, роды в таком состоянии перенести труднее, это дополнительная нагрузка на организм, потому что роды и так серьезная работа. Есть и дополнительное волнение, и дышать трудно, также в этом случае в родах не могут участвовать лица, оказывающие поддержку, по крайней мере пока. Конкретно у нас есть все, что нужно, чтобы принять роды и у позитивной на Covid-19 роженицы. У каждой пациентки есть индивидуальный персонал, который заботится только об этой конкретной пациентке.
Как вы технически смогли создать заново эти помещения?
Нам пришлось перепрофилировать помещения — мы поняли, что с несколькими палатами на общем этаже не будет безопасно, поэтому мы нашли возможность перевести отдел диагностики, который находился на первом этаже и помещения которого имеют отдельный вход, на другой этаж. Там же мы создали помещения для ухода за изолируемыми пациентами, которые и в дальнейшем будут использоваться для таких целей. Covid-19 же не единственная инфекция, когда необходимо изолировать пациента. Основное оборудование для этих помещений обошлось в 116 тысяч, которые полностью оплачены из финансовых средств роддома, были приобретены новые родовые столы, оборудование для мониторинга, рабочие станции анестезии. Вход в эти помещения отдельный, и они находятся на 1-м этаже. Таким образом, положительные на Covid-19 пациенты не создают риска для других.
Нужно ли в данный момент рожать в маске?
Да, сейчас надо рожать в маске, потому что не отменены правила, позволяющие делать это без маски.* И весь персонал использует маски, и думаю, что еще некоторое время, ухаживая за пациентами, будет использовать маски, даже если персонал вакцинирован. Поначалу отношение общества к ношению маски при родах было полно беспокойства, хотя мое наблюдение было, что об этом больше беспокоились те женщины, которым вовсе не надо было рожать. Теперь люди привыкли и понимают. Отношение и общественное понимание насчет безопасности и вакцинации улучшились, и это меня очень радует. Меня радует, что и среди молодых родителей есть интерес к вакцинации. Мы также вакцинируем в нашем учреждении — беременных и молодых пап, всех интересующихся, и это радует. По-моему, это социально ответственный поступок и включающая семью стратегия — обеспечить вакцинацию в Рижском роддоме для жителей всех возрастов.
Безусловно, работа медика в акушерстве дает бесконечно много положительных эмоций и наполненности, однако в профессии есть и трудные моменты — когда не удается помочь семьям так хорошо, как хотелось бы
Как изменилась причина для беспокойства молодых семей — о чем сейчас беспокоятся молодые семьи?
Наверняка у каждой семьи свои проблемы. Однако финансовое обеспечение является одним из источников волнения для молодых семей все время, а в начале пандемии с риском потерять рабочее место оно немного увеличилось. Я наблюдаю, что молодые семьи ответственные и планируют рождение малыша, чтобы обеспечить все, что нужно ребенку. Поэтому родители беспокоятся о том, будет ли у них рабочее место, будут ли финансовые возможности. Удаленная работа тоже может быть источником стресса для молодых семей — если мама переезжает домой с младенцем, а в семье есть еще один школьник, которому надо учиться дома, это нелегко. Молодые родители, в том числе папы, думают и беспокоятся о том, смогут ли правильно заботиться о ребенке и будут ли хорошими родителями. Поэтому есть и специальные курсы, которые мы устраиваем удаленно. Пандемия создала и различные возможности — мы начали работать в телемедицине, то есть предлагать удаленные консультации, лекции. Хотя мне кажется, что в целом настроение молодых родителей меняется в позитивную сторону, в основном семьи позитивно настроены, образованны, с высоким уровнем социальной ответственности.
В начале пандемии в шутку или всерьез прогнозировался рост рождаемости, однако в данных это не отразилось. Как вы это видите?
В начале пандемии у нас сократилось количество родов примерно на 10 %. Возможно, потому, что поначалу у нас были очень строгие правила безопасности. Такими они были для того, чтобы защитить мамочек и детей от инфицирования. Надо учитывать, что мы являемся стратегически значимым учреждением, у нас есть возможности интенсивного терапевтического ухода за новорожденными именно для маленьких деток. Поэтому, если мы не можем работать из-за пандемии, это оказывает влияние и создает большие проблемы для детей, которым подобный уход может быть необходим. Возможно, в это время часть пациентов выбрали рожать в отделениях, где требования безопасности были ниже.
Допускаю, что поначалу все же молодые семьи были в неведении, поэтому не было прироста рождаемости. Репродуктивное поколение является достаточно ответственным и планирует прирост семьи. Но самым плодотворным месяцем у нас был март этого года — у нас было 505 родов. Есть дни, когда бывает более 20 родов в день. В 2020 году у нас не было так много родов. И теперь мы чувствуем, что по сравнению с весной прошлого года наблюдается прирост родов. Этому мы радуемся, что молодые семьи возвращаются к нам.
Прежде чем вы стали руководителем роддома, вы также работали с пациентами. Что самое сложное в работе специалиста по родам?
В Рижском роддоме я работаю с 1993 года. Эта работа не из самых легких, но я горжусь этой работой. По-моему, это самая прекрасная работа. Так много позитивных эмоций и чувства наполнения, думаю, бывает редко в какой работе. Самые сложные ситуации — это когда, несмотря на знания и навыки, есть факторы, на которые мы не можем влиять и не можем помочь пациентам так хорошо, как хотелось бы родителям и нам. Для меня лично это были самые тяжелые случаи. И в неудачных случаях врачи переживают так же, как и родители, иногда, может быть, даже больше. Поэтому мы все еще обучаемся и совершенствуем свои знания, и я как руководитель стараюсь, чтобы персонал осваивал последние научные тенденции и опыт, чтобы повысить качество ухода, чтобы наблюдение мамы и плода соответствовало высшим стандартам. Наша цель состоит в том, чтобы у каждого ребенка было максимально лучшее и безопасное начало жизни, какое только может быть.
Рижский роддом проводит вакцинацию жителей всех возрастов от Covid-19 и бесплатно предоставляет консультации как беременным, так и молодым мамам, которые хотят получить поощрение или ответы на неясные вопросы, связанные с вакцинацией
О разных учреждениях слышны даже противоречивые отзывы: часть говорит, что там было здорово, а другие говорят, что там было ужасно. Что бы вы порекомендовали будущим мамам, которые отправляются в родильное учреждение, — что они могут сделать, чтобы опыт родов был лучше?
Главное — приходить с позитивными мыслями и настроением. Задачей персонала является создание позитивного контакта и сотрудничества, но, по-моему, и со стороны мамочек не должно быть отрицательного отношения. Так бывает редко, наши роженицы милые, и не часто бывают случаи, когда беременная приходит с мыслью: «Ну, увидишь, увидишь, как тут будет, у меня муж с собой, который тут присмотрит за всеми!» В целом самое важное, чтобы отношение было полно доверия, причем с обеих сторон. Это способствует конструктивному и приятному сотрудничеству. И, конечно, приходить на роды как на праздник, первый день рождения ребенка! С уверенностью, что все будет хорошо. Это очень много значит. Если будущим родителям что-то не ясно, надо смело спрашивать у персонала, этого не надо бояться. Случается, что мы о том, что что-то не было хорошо, узнаем только потом — в отзывах в интернете или в социальных сетях. Лучше сказать это сразу, чтобы сразу же это можно было решить. Также, если у мамы есть план родов, об этом надо информировать персонал, и если это будет возможно, к нему отнесутся с уважением. Однако также очень важно быть готовым к работе — хотя это день рождения, роды — серьезная и физически тяжелая работа. Иногда, как и во всей жизни, в родах наши ожидания не всегда совпадают с реальностью. Поэтому надо быть готовыми к тому, что в реальности есть другой план и что все может происходить не совсем так, как задумано. Иногда есть пациенты, которые хотят все очень естественно. Иногда это возможно, но надо быть готовым к тому, что, если будет необходимость, будет отступление от этого плана; но и это ничего! В этот раз будет немного больше медицины, но главное, чтобы результат был хорошим. В следующий раз опять будет по-другому, и, возможно, этот план можно будет реализовать. Важно что-то, что не происходит по плану, не воспринимать как что-то плохое. Главное, чтобы у нас был здоровый ребенок и счастливая, здоровая мама.
Также часто говорят, что родители рассказывают, что от разных специалистов получают разные рекомендации. Почему так и как лучше действовать?
Моей рекомендацией было бы найти своего врача, акушерку, которой пациентка и семья доверяют, где и формируется хороший человеческий контакт, и специалист образованный и с опытом. Важно найти своего лидера заботы о беременности и выслушать его, не ходить ко всем специалистам по очереди. Конечно, доступны научные источники, где можно читать и исследовать, а затем спросить мнение своего врача или акушерки об этом. В настоящее время актуальна основанная на доказательствах медицина, и это самое предпочтительное, на что надо полагаться, а не основываться на том, что кто-то думает. В настоящее время актуальной является также вовлекающая семью, централизованная на пациенте модель ухода, где решения принимаются вместе — медицинским персоналом с пациентом. Однако есть критические, угрожающие жизни ситуации, когда нужно просто действовать, и действовать очень быстро. В таком случае я рекомендую доверять профессионалам.
Можно ли во время пандемии заключить индивидуальный договор с акушеркой или врачом об уходе за родами?
Да, это возможно. В начале пандемии я заметила, что это использовали чаще обычного, может быть, потому, что в родах не было возможности принять участие поддерживающей персоне.
Каков лучший способ для молодых семей сказать спасибо медикам? Часто после родов молодые мамочки немного впадают в состояние эйфории, и тогда такое большое желание поблагодарить медиков. Что вас радует больше всего — цветы, крендели?
Больше всего самосознание укрепляют хорошие слова, которые молодая семья говорит после родов, выписываясь, или потом в социальных сетях делится своим приятным опытом. Есть семьи, которые посылают поздравления и после этого, особенно если был какой-то более сложный случай. Именно сказанные хорошие слова — это оценка нашей работы, и мы ценим их особенно высоко. Также каждый вернувшийся пациент является оценкой работы и показателем качества. Особенно радуют те случаи, когда после сложных родов, где родился маленький и недоношенный ребенок и мы беспокоились, как у этого малыша в жизни дальше будет и каким будет его здоровье, семья приходит или присылает сообщение, и мы видим, что с ребенком все хорошо. Я думаю, что больше радости вряд ли может быть — осознавать, что мы помогли человеку прийти в мир, помогли исполниться чуду.
* Интервью проходит в конце мая.