Как роды влияют на жизнь ребенка
-
Кристине Маже
Иногда молодые родители не думают, что ребенок не начинается только после рождения. Отношения с ним надо устанавливать с момента зачатия. Стоит говорить и петь песенки, хотя ребенок еще в мамином животе. Таким образом и родители учатся уделять внимание еще одному человеку рядом с ними, и ребенок начинает понимать, что значит мама и папа, которые ждут его во внешнем мире.
«Взрослые думают: он же не понимает, — и это правда. Он не воспринимает слова так, как мы, зато воспринимает наши эмоции, отношение», — говорит специалист по системной и семейной психотерапии Кристине Маже.
Не понимает слова, но чувствует эмоции
Стоит помнить, что происходящее с мамой во время беременности может повлиять на то, насколько легко ребенку будет контролировать свои эмоции и справляться со стрессом. Надо позаботиться о том, чтобы у женщины было как можно меньше источников стресса.
Обычно стресс, пережитый матерью, плацента способна превратить в гормон роста для мозга малыша. Однако в случае длительного, непрерывного стресса плацента этого больше не может.
«Иногда детям ставятся различные диагнозы, например нарушения аутического спектра, синдром дефицита внимания, но за этим может скрываться травма отношений, — рассказывает Кристина Маже. — Если малыш был в длительном стрессе, ему привычнее все время мутить вокруг себя воду, чем поддаться спокойствию. Спокойные ситуации незнакомы, поэтому заставляют чувствовать себя неуверенно». В то же время не следует думать, что из-за нескольких тревожных ситуаций или пары споров ребенок сразу страдает. Это даже немного полезно для него, потому что это закаляет.
Почему страшно ехать в лифте
С ребенком было бы хорошо говорить и в тот момент, когда начались родовые контракции. Мама знает, что сейчас трудно, но это не навсегда. Однако у малыша нет опыта, позволяющего понять, что происходит и как долго это будет. Объясняя, родители помогают ему расслабиться, чувствовать себя стабильнее и безопаснее.
«Самым минимумом было бы психоэмоционально поддержать по крайней мере маму. Это значит не кричать, не осуждать, пытаться помочь ей понять, что происходит, — советует специалист по семейной психотерапии. — Если мама понимает, что с ней происходит, она может помочь и своему малышу».
Процесс родов влияет на ребенка не только физиологически, но и психологически. Пережитая травма сохраняется в различных частях мозга человека и возвращается в памяти при похожем запахе, ощущении, звуке, вкусе или виде [1].
Это можно сравнить с синдромом посттравматического стресса, например, у солдат, которые вернулись из зоны боевых действий. Разный опыт дает то, родился ли ребенок на свет при естественных родах или при кесаревом сечении. Один процесс позволяет понять, что значит находиться в узком окружении и двигаться сквозь него.
Если ребенок боится находиться в узких помещениях, ездить на лифте, возможно, это коренится в опыте долгих и трудных родов. [2] Его тело вспоминает, что значит чувствовать себя Винни-Пухом, застрявшим в норе Кролика.
У тех, кому было трудно родиться, часто бывает и большее желание потрудиться, чтобы чего-то достичь. В свою очередь, кесарево сечение дает совершенно противоположный опыт. Дети, родившиеся путем операции кесарева сечения, не утруждались, чтобы преодолеть родовые пути [2], поэтому позже им может казаться, что все в жизни должно приходить легко и прямо сейчас.
Влияние также может оказать то, что во время родов вокруг шеи обмоталась пуповина или из-за узлов был ограничен поток кислорода [2]. Этим людям может не нравиться носить шарфы, галстуки и застегивать верхнюю пуговицу рубашки. Надо понимать, что это не их собственный выбор. Они пережили, что что-то, что касается шеи, опасно для жизни, поэтому автоматически включается защитная реакция тела. «Однако это не означает, что во всех случаях будет именно такая реакция, — подчеркивает К. Маже. — Влияет также индивидуальный темперамент и сенсорная чувствительность».
Люди могут быть и гиперсенситивными, и гипосенситивными [3]. Гиперсенситивные — это те, кому больно, хотя к ним только слегка прикасаются. В свою очередь, гипосенситивные — это те, кого можно толкнуть, но они воспринимают это как прикосновение для привлечения внимания.
Почему ребенок не рождается?
Если роды не начинаются в определенную дату, это может иметь очень много физиологических, психологических и психоэмоциональных причин. Одна из них — сама мама не доверяет миру и что она думает о родах. Возможно, она сознательно или неосознанно хочет защитить своего малыша от влияния внешней среды. Пока ребенок в животе, это возможно сделать.
У этого могут быть также физиологические причины, например наследственность. Не зря врачи спрашивают, насколько легкие роды были у мамы, бабушки. Это помогает получить более ясное представление о предстоящем.
Неуважение близких
На то, как ребенок позднее воспринимает мир, могут повлиять травмы отношений, пережитые во время беременности. А также физическое или эмоциональное насилие, которое произошло в этот период. К тому же дело не только в отношениях с партнером, но и, например, неуважение со стороны мамы, свекрови или других близких.
«Если беременной долго рассказывают, какая она неумеха, как неправильно действует, не так говорит или ведет себя неправильно, то с временем она может и начать в это верить. Слова имеют большое влияние на наше эмоциональное состояние», — отмечает Кристина Маже. Иногда это даже не преднамеренное неуважение. Что в каждом из нас есть, то мы даем и другим. Бывает, например, и так, что свекровь недовольна выбором сына или ревнует к невестке.
«Нам, сильным латышским женщинам, иногда кажется, что нечего этих мужчин впутывать, не поймет, не сделает, как нам хочется. И тогда мы стараемся сами все решить, спотыкаясь друг о друга, хотя решения это не дает, — рассказывает специалист. — Но как же ребенку чувствовать себя в теле матери, испытывая ее горе, бессилие, отчаяние и не быть способным ничего изменить?»
Иногда неуважение выражает мать самой беременной, которая, возможно, руководствуясь хорошими намерениями, всегда была критична к дочери. Может случиться, что она продолжает идти по привычной тропе и в ожидании внука, комментируя: «Как ты выглядишь! Такая толстая ты своему мужу не понравишься! Ну, что ты там опять ешь, такое питание для беременных не подходит! Совсем ленивая стала, а я до самых родов каждый день полы мыла». Если человеку нужно утешение, а вместо этого он длительно получает грубость, это действует разрушительно, и образуется чувствительность к стрессу. [1]
Как поговорить с мамой о ее родах?
Узоры отношений образует также то, что мы унаследовали от своих родителей. Если возможно, спроси у своей мамы и бабушки, какими были их роды. Этот вопрос стоит задать и приемной маме, если мамы не было и если у нее были биологические роды. Не стесняйся, расскажи, как ты себя чувствуешь, формулируй вопросы, которые интересуют именно тебя. Без обиняков спроси, как женщины семьи прошли через свои роды, что было самым трудным, самым легким, кто поддерживал, какой был медицинский персонал.
Трудно расставаться
Травмы отношений образуются и в том случае, если у малыша было трудное начало жизни: он был отлучен от мамы в инкубаторе или находился в другой больнице из-за проблем со здоровьем мамы. «Такое решение, несомненно, было лучшим для их выживания», — говорит Кристина Маже, подчеркивая, что в любой ситуации надо взвешивать преимущества и определять приоритеты. Однако это может повлиять на способность ребенка доверять миру, своему опекуну, маме или папе.
Иногда родители дают надлежащую заботу, но ребенок не может ее принять, потому что все еще ощущает эмоциональную рану. В возрасте двух лет он может срывать шапку или обувь, потому что считает: мне одному надо справляться с миром, я знаю, что шапка мне не нужна, поэтому я не буду ее надевать. «Если у ребенка сломана нога, мы не ожидаем, что он примет участие в футбольной тренировке, — сравнивает специалист. — Но то, что он пережил травму отношений, все сразу не могут увидеть. Иногда мы не принимаем это во внимание и не думаем, что и в этом случае нужно особое отношение».
Вместо того чтобы рассердиться на ребенка, если он отказывается носить шапку, надо отразить его реакцию таким же тоном, сказав: «Ты действительно злишься, ты действительно ненавидишь эту шапку, я могу тебя понять». И уже намного более спокойным тоном объяснить, что, выходя, нужно надеть шапку, и предложить какую-то другую альтернативу.
«Еще такая травма отношений может вызвать выраженную плаксивость, трудности с регуляцией эмоций, в том числе гнева и восторга, трудности с общением.
У детей может быть выраженная привязанность к родителям, неспособность их отпустить, расстаться или, наоборот, безразличие, неспособность терпеть замечания, ложь. Это может быть и частью обычного процесса роста, но до школьного возраста эти трудности должны уменьшиться», — рассказывает К. Маже. В противном случае этому стоит уделить усиленное внимание и искать помощь специалиста.
Значение выражения лица мамы
Серьезные следы может оставить и то, способна ли мама после родов создать контакт с малышом.
Ребенок воспринимает себя через то, что видит на лице матери. Если оно живое, счастливое, если на нем есть радость, удовлетворенность, ребенок образует о себе представление: я приятный, со мной хорошо быть вместе.
Если у мамы много грусти, послеродовая депрессия, невыразительное лицо, не показывающее ничего, ребенок понимает: в этом зеркале я не увижу ничего, я должен справляться сам. «В первые два года жизни мозг ребенка вырастает на девяносто процентов [4], и эти созданные соединения очень устойчивы», — добавляет К. Маже. Она объясняет, что при рождении ребенка мозг полон потенциальных возможностей (нейронов), но чтобы их освоить, необходим опыт через отношения. Опыт повторных отношений образует синапсы — соединения между нейронами. В каком-то смысле это как карта, позволяющая ориентироваться в происходящем.
«То есть младенец понимает: если я плачу, то предсказуемо, что меня возьмут на руки, поговорят, покормят, поменяют подгузники, покачают, споют. Даже если ухаживающий сразу не поймет, что нужно, он как минимум постарается. Ребенок понимает, что стоит посылать сигнал, что что-то не так, потому что на это будет реакция. В более позднем возрасте это может повлиять на выбор, просить ли помощи, и понимание того, будут ли люди отзывчивыми, благожелательными.
В свою очередь, если младенец плачет и никто не приходит или родители в отчаянии или от усталости уже не знают, что делать, поэтому кричат на ребенка, трясут, игнорируют, возникает шаблон: просить о помощи не стоит, надо справляться самому.
Переживая такой шаблон длительно и часто, малыш может больше не плакать, не просить помощи. Вырастая, ребенок полагается только на себя и не доверяет указаниям родителей или других людей».
Устанавливай зрительный контакт, кормя малыша!
Надо не только думать на тему «что лучше — материнское молоко или молочная смесь», но и актуализировать вопрос, как именно ребенка кормят. Устанавливает ли мама, делая это, зрительный контакт с малышом? Заботится ли о себе достаточно, чтобы мочь улыбнуться ребенку? Сообщение о том, что ты любим и желанен в этом мире, было бы хорошо получать не только с едой, но и с эмоциями. Если эмоции не насыщаются, взрослея, дети обычно ищут их в еде, что, в свою очередь, грозит лишним весом и другими проблемами со здоровьем.
Лечебная игра
«Поскольку человеческий мозг пластичен и может меняться на протяжении всей жизни, сенсорное ощущение тоже можно изменить. Травмы отношений, трудности с доверием к миру, другим людям и к себе можно исцелить, давая ребенку телесный, сенсорный опыт, свое присутствие, отношения, регулярное, ритмичное сотрудничество», — рассказывает К. Маже.
Сотрудничество можно создавать, если совместно петь, танцевать, ходить на прогулки и шалить, сумасбродничая вместе.
Только стоит помнить, что родитель — это тот, кто регулирует начало, середину и конец процесса. «Можно изменить отношения с детьми, которые выросли, только это требует больше времени и предприимчивости», — добавляет специалист.
Еще, конечно, может помочь обращение к специалисту — психологу, психотерапевту. Существуют также различные терапии для работы с подобными травмами, например Theraplay. В ее сеансах дети участвуют с родителями, чтобы вместе создавать другое взаимодействие. «Акцент ставится не на разговор, а на дело, потому что то, что было пережито, было на предвербальном этапе жизни», — объясняет Кристина Маже.
Во время игры ребенку предоставляется возможность ощутить опыт другого рода, меняются узоры в мозге, меняется то, как он воспринимает мир, отношения детей и родителей. Метод подходит и для подростков, только тогда игра уже не такая детская.
Как еще лечить травмы отношений?
- Телесная психотерапия младенцев и родителей.
- Методы поведенческой и аналитической терапии.
- Десенсибилизация и повторная обработка движений глаз (EMDR).
- Метод терапии «Полярность».
- Регрессивная терапия.
Ссылки
1. Perry, B. D. (2007). Stress, trauma and post-traumatic stress disorders in children. Доступно: https://7079168e-705a-4dc7-be05-2218087aa989.filesusr.com/ugd/aa51c7_60c617d2160b417d9ee0f80e5ca8eaac.pdf.
2. Purvis, K. (2010). A sensory world: making sense of sensory disorders. Доступно: https://child.tcu.edu/store/healing-families-dvds/a-sensory-world/#sthash.UPwEy8mz.oZ07xOer.dpbs.
3. Phyllis, B.; Booth, A.; Jernberg, M. Theraplay, helping parents and children build better relationships through attachment-based play. New-Jersey: Jossey-Bass, 2010.
4. Perry, B. D. (2004). Maltreatment and the developing child: How early childhood experience shapes child and culture. Доступно: https://7079168e-705a-4dc7-be05-2218087aa989.filesusr.com/ugd/aa51c7_1052a376f51b40219ac48304da3af5ed.pdf.