Каково быть мальчиком в школе?
-
Нилс Саксс Константинов
Подростковый психотерапевт
Школа многим может давать сложности, но у мальчиков это куда более выраженно. Что обычно приходит в голову, когда говоришь «школа» и «проблемы». Да, те самые громкие хулиганы, которые абсолютно не заинтересованы в учебе, и, кажется, специально пытаются саботировать хорошо продуманные педагогические процессы.
Если у девочки в школе появляются неприятности, то это, как правило, особая история кризиса – ранняя беременность, ограниченные обстоятельства жизни, в то время как проблематичные парни – скорее норма, чем исключение. Конечно, в реальной жизни много сложных девочек и прилежных мальчиков, однако общие тенденции говорят об обратном.
У мальчиков в 9 классе шанс вылететь из школы в два раза выше, чем у девочек. На то, как складывается путь после окончания средней школы, тоже влияет пол. В ВУЗе учебу продолжает 36,6% девочек и только 23,7% мальчиков. После получения диплома бакалавра диспропорция еще более очевидная. Среди студентов, которые продолжают учебу после 25 лет, девушек в три раза больше, чем молодых людей! [1]
Возможно, в контексте гендерных отличий мы привыкли, что мальчиков и мужчин называют «сильным полом», у которого исторически было больше преимуществ. Однако реальность в школе уже какое-то время совершенно иная – у мальчиков хуже оценки, больше проблем в поведении и выше риски ментального здоровья.
Возможно, в контексте гендерных отличий мы привыкли, что мальчиков и мужчин называют «сильным полом», у которого исторически было больше преимуществ. Однако реальность в школе уже какое-то время совершенно иная – у мальчиков хуже оценки, больше проблем в поведении и выше риски ментального здоровья. И это, скорее всего, не связано с самими школьниками, а с особенностями учебного процесса. К сожалению, зачастую школа – не совсем подходящее место для мальчиков. Поэтому родителям нужно учитывать несколько важных вещей, чтобы избежать рисков.
Привычная картина в кабинете у детского психотерапевта (или другого специалиста)
[2] Обеспокоенная мама. Немного стыдится, потому что не смогла справиться со своим ребенком. Во втором кресле – сама причина визита – 11-12-летний парень с взлохмаченными волосами, энергичными глазами. Ерзает в кресле, периодически встревая в разговор, чтобы поправить сказанное мамой.
«Еще у нас математика совершенно не идет…»
«Не правда! Я просто не нравлюсь учительнице!»
«Другие учителя тоже жалуются. Потому что в классе ничего не хочешь делать, только смотреть в телефон. Если отбирают телефон, то внимание переключается на окно…»
«В спорте я все делаю. У меня там девятка!»
«Зато в других предметах чистый ужас – уже учителя говорили, что думают оставить на второй год, если так будет продолжаться…»
«Скажите, похожие проблемы у мальчика везде?», - встреваю в разговор. «Или в основном в школе?»
Мама начинает задумываться. «В основном в школе. Он ходит на футбольные тренировки, и там тренер его даже хвалит. Летом живет за городом, там тоже гораздо спокойнее…».
Как мальчика стараются образумить
Одна из самых частых проблем, из-за которой у парней начинают снижаться оценки, это трудности в концентрации. Кажется, что внимание может удержать только пять или максимум десять минут, и потом куда-то «уплывает». Для учителей это беда. Ведь нередко дети, потерявшие интерес к предмету, начинают разговаривать с одноклассниками, шуметь или как-то иначе мешать другим. Иногда они просто смотрят куда-то вдаль, елозят, играют под столом в телефоне или заняты чем угодно, только не учебой. Если поведение становится сложно контролируемым, учителя наседают, а родители слишком обеспокоены, мальчики попадают к специалистам. В зависимости от профиля, каждый ищет разные объяснения чрезмерной активности. Иногда проблемы объясняются плохим поведением или нехваткой мотивации. Тогда предлагаемое решение – это попытки дисциплинировать или образумить, что не приносит плодов. Иногда причину проблем ищут в эмоциональной сфере, после чего следуют старания психолога научить мальчика говорить о своих чувствах в надежде, что выговоренные переживания позволят полноценно придаться академическим делам.
Еще зачастую мальчикам говорят о дефиците внимания или синдроме гиперактивности, что уже является психиатрическим диагнозом и лечится весьма серьезными психоактивными медикаментами. В наши дни научно доказано, что у некоторых детей проблемы с поведением и концентрацией действительно настолько основательны, что заставляют задуматься о возможных изменениях в структуре мозга, поэтому лучше это решать медицинским путем. Однако есть также основания думать, что мальчикам такие диагнозы ставят слишком быстро и без специализированной психодиагностики. В Латвии нет данных на этот счет, однако мировой опыт показывает, что мальчикам диагноз гиперактивности ставят в три раза чаще, чем девочкам. Еще больший риск у тех мальчиков, которые младше своих одноклассников. Проведенное в Гарвардском университете исследование доказывает, что даже месяц разницы в возрасте имеет большое значение. То есть у детей, рожденных в августе, примерно в три раза больше шансов стать жертвой диагноза гиперактивности и медикаментозного лечения, чем у рожденных в сентябре. [3]
Требования девочек и мальчиков к школьной среде
Вышеупомянутые данные заставляют задуматься о двух вещах – скорее всего, мальчики помладше в классе ведут себя громче других, начинают мешать. Поскольку у девочек созревание физически происходит быстрее, чем у мальчиков, отличия в рамках одного класса довольно ощутимы. Физическое созревание среди мальчиков тоже разное, все индивидуально. Всегда будут парни, у которых пубертатный период начнется немного позже других. В таких случаях существует большой риск, что поведение мальчика станет раздражительным или мешающим по сравнению с другими, из-за чего он чаще будет видеть осуждение учителя или вовсе получит направление к специалисту.
Также важно учитывать нейрофизиологическое строение мозгов мальчиков, которое отличается от девочек. Девочки в целом лучше справляются с теми функциями, которые необходимы в школе, например, дольше сидеть спокойной и равномерно удерживать внимание. Эволюционная психология позволяет рассмотреть, что исторически мозг мальчиков формировался, чтобы принимать совсем другие вызовы, чем сейчас бросает современный школьный режим. Мальчики в целом более активны, больше направлены на физическое движение и быструю, краткосрочную активность. Это, разумеется, сложно совместимо с неподвижным сидением за партой 40 минут без перерыва, час за часом. В клинической практике можно увидеть, что иногда большие улучшения дают совсем простые вещи – например, позволить мальчику время от времени встать и дать побегать по коридору, и только потом продолжать учебу. Однако, чтобы добиться более честных условий для всех парней, необходимы изменения в подходе, как организован образовательный процесс – меньше сидеть, больше двигаться, группировать школьников не по возрасту, а по способностям и скорости созревания. Исследования тоже показывают, что в школах, где каждый день обеспечена физическая активность, отметки у мальчиков и общие академические показатели выше.
Попадая в школу, мальчик находится в своеобразной среде – среди учеников много таких же мальчиков, как и он, а среди взрослых мужчин не хватает. В Латвии в этом смысле особенная ситуация, у нас самый высокий процент учителей-женщин в Европе
Типичная картина в кабинете психотерапевта
«Сами больше не справляемся – не знаю, что с ним делать»
«Что случилось?»
«Нет никакой мотивации учиться. Домашние задания вообще не выполняет. Только что звонила учительница. Оказывается, уже и в школу не приходит, шляется с друзьями какими-то». В глазах мамы слезы. Мы какое-то время сидим в тишине. «Был прилежным ребенком, теперь вдруг сплошные проблемы! Не понимаю, что случилось».
Я смотрю на «проблемного ребенка» 14 лет – сидит, забился в угол, руки на груди перекрестил и недовольно смотрит в пол. Неверие взрослым, а иногда и потерянность относительно своего места в жизни, в школе, мире – все это читается в каждом движении тела.
«И как вы думаете, что способно помочь парню», - спрашиваю.
«Он меня вообще не слушает. Может хоть какой-то мужчина до него достучится – скажите, что так не может продолжаться».
Поведение
Попадая в школу, мальчик находится в своеобразной среде – среди учеников много таких же мальчиков, как и он, а среди взрослых мужчин не хватает. В Латвии в этом смысле особенная ситуация, у нас самый высокий процент учителей-женщин в Европе – 86,6%. [4] Какие выводы об этом может сделать подросток? Очевидные! Что школа – это территория девочек и женщин, с которой мальчики готовы сбежать при первой возможности, чтобы больше никогда не возвращаться. Если школа – не то место, где мужчины хотели бы работать, то почему оно должно стать местом, где они захотят учиться?
Это не большая проблема для детей помладше, у которых гендерные роли не сильно отличаются, однако с началом периода пубертата психика формирует половую идентичность. Одна из главных задач – вжиться в свою роль. Понять, кто такой мужчина и в чем его суть. Это можно понять через других мужчин – наблюдая за ними, беседуя и анализируя, какие свойства хотелось бы перенять, а какие неприемлемы. Сложности появляются, когда у мальчика не хватает вокруг мужчин, с которыми можно было бы идентифицироваться. В Латвии из 1000 заключенных браков почти половина (457) распадается. [5] В условиях воспитания с одинокой мамой или других современных формах семьи у мальчика возрастает вероятность вырасти без должного мужского примера. Если такого нет и в школе, то для нормального развития ничего не остается, как искать себя за пределами школьной среды – нередко попадая в сомнительные молодежные компании. Убедить такого подростка, что ему все-таки стоило бы слушать маму и учительницу, а не компанию парней, довольно безнадежно.
Решения
Без сомнений, многие мальчики в школе не могут показать свои лучшие потенциалы. Не потому, что они не хотят подстраиваться под школу, а потому, что среда современных школ не совсем подходит под биологическую и социальную реальность. Это не идет на пользу никому – ни мальчикам, ни девочкам, которые учатся вместе с этими мальчиками. Ни учителям, которые не могут как следует организовать учебный процесс. Ни семьям, которым нужно воспитывать проблемных подростков. Большие перемены требуют времени и понимания общества о потребностях мальчиков.
Однако маленьких перемен можно добиться быстрее. Например, позволить мальчикам больше двигаться на уроках, сделав учебный процесс более активным и дружественным для мальчиков. Внимательно исследовать сложности и когда они зародились. Не спешить с легкими решениями, диагнозами или медикаментами. Этим не решишь проблемы, которые породила неподходящая среда. Так мы даем возможность формировать здоровые отношения с другими парнями и мужчинами. Если с трудностями не получается справиться собственными силами, не стесняйтесь обратиться к специалистам, которые помогут сориентироваться в соответствии с возрастными особенностями, а также найти подходящие способы, как обеспечить мальчику необходимую поддержку.
Ссылки
[1] https://www.csb.gov.lv/lv/dzimumu-lidztiesiba/izglitiba-un-zinatne
[2] Описания анонимны и компилированы, чтобы защитить конфиденциальность
[3] Layton, T., Barnett, M., Hicks, T., & Jena, A. (2018). Attention Deficit–Hyperactivity Disorder and Month of School Enrollment. New England Journal Of Medicine, 379 (22), 2122-2130.
[4] https://www.csb.gov.lv/lv/dzimumu-lidztiesiba/izglitiba-un-zinatne