Учеба удаленно – проблемы приближенно
-
Янис Лапа
Kлинический психолог
Удаленная учеба для кого-то послужила облегчением, а для кого-то препятствием. Однако все преодолимо. Родителям тоже нужно справляться с беспокойством. Как уговорить ребенка подключиться к занятиям в “Zoom”? Как преодолеть лень? Неужели он не научится все делать сам? Что будет с оценками и результатами экзаменов? Тем для обсуждения предостаточно. Особенно, когда дети демонстрировали успехи в учебе, а теперь отстают. Не сдают работы вовремя, зависают у компьютера на целый день без продуктивной работы, становятся апатичными или очень обеспокоенными из-за школьных дел.
Значение структурированного дня
До этого, если у ребенка не было выраженного протеста против занятий и посещения школы, родители могли положиться на школу, ведь каждое утро предстояло оказаться в структурированной среде с конкретным количеством уроков, понятными условиями, напоминаниями и надзором учителей. Родители могли быть спокойны, что ребенок в проверенном месте, и за ним хотя бы присмотрят. Ведь в школе не только знания дают! Это социализация, режим, воспитание мотивации.
Сейчас школьники столкнулись с необходимостью быстрого перехода от четко структурированной среды к подходу, который больше характерен для студенческого периода.
И это очень важно, ведь у детей и подростков часто наблюдаются проблемы с вниманием и концентрацией. Структурированная среда помогала эти пробелы компенсировать. Когда начинаются гормональные изменения, режим и четкие рамки крайне необходимы, чтобы структурировать внутренний хаос. Исследования [1] показали, что многим детям в школе удачно удается пройти проблемы с концентрацией внимания. Сложнее это дается в ВУЗе, где требуется куда более высокий уровень самоорганизации. Когда больше нет напоминаний учительницы, школьных звонков и личного подхода… Сейчас школьники столкнулись с необходимостью быстрого перехода от четко структурированной среды к подходу, который больше характерен для студенческого периода. От них просят больше самостоятельной работы, нужно научиться делать выбор, когда, что и в каком порядке выполнять – все, как в университете! Однако мозги учеников к этому ни в начальной, ни в средней школе в основном не готовы. Они просто не натренированы для такого вида самоорганизации. Часть мозга, которая отвечает за функции управления, продолжает созревать еще несколько лет после окончания школы. Поэтому к подобному формату часто не готовы и сами студенты.
Плюс множество искушений – начиная от игр до социальных сетей и новостных порталов – все в легком доступе! Ничего удивительного! Конечно, больше хочется поиграть, чем слушать урок онлайн! У части детей это не вызывает проблем. У них хватает способностей фокусировки и внутренней мотивации. Это счастье! Но большая часть детей все же нуждается в надзоре взрослых. Еще один вызов – добровольно проснуться с утра, чтобы в 8.30 подключиться к уроку литературы, когда на экране в окошке рядом можно начать любую видео-игру. Для многих это невыполнимая миссия!
Множество искушений – начиная от игр до социальных сетей и новостных порталов – все в легком доступе! Ничего удивительного! Конечно, больше хочется поиграть, чем слушать урок онлайн!
Должны ли подростки учиться также как прежде?
Мое личное убеждение – абсолютно точно – нет!
Это так же, как с любым кризисом. Кто-то подстраивается лучше, кому-то потрясения даются сложнее. Если мы не планируем подготовить детей к долгосрочной перспективе учебы в таких условиях, то на этот период скорее надо смотреть как на выживание и искать способы подстроиться, пока процессы учебы не восстановятся в обычном формате.
Попытки найти что-то позитивное в «удаленке» часто выглядят как отчаяние. Наивно убеждать себя, что все так же, как и было, только в интернете. Возможно, кому-то действительно подходит онлайн-формат. Но нет оснований полагать, что таких детей большинство [2]. С одной стороны, это естественная защитная реакция мозга – переживая сложные времена, стараться поверить, что они принесут что-то хорошее. Но важно смотреть на вещи реально – многие просто выбиты из равновесия. И учителя, и ученики, и, конечно, родители. Да, это нужно прожить, нужно подстроиться, но делать вид, что все прекрасно, тоже странно. Важно наблюдать за последствиями – результаты оценок, психоэмоциональное здоровье.
Способно ли удаленное обучение разрушить будущее современных подростков?
Сейчас мы не можем оценить, как все эти ограничения повлияют на жизнь молодых людей в долгосрочной перспективе. За этим ученые будут наблюдать последующие десятилетия. Можно прогнозировать, что часть происходящее проживет без особых последствий. Многих заденет сильнее.
В публичном пространстве Латвии было мало замечено, а вот, например, в Великобритании идут серьезные дискуссии, в которых представители ассоциации психологов [3] подчеркивают очевидное – дети и молодежь – это часть общества, на развитие и качество жизни которых ограничения повлияли сильнее всего! Да, молодые люди имеют меньший риск заболеть, но зато они платят высокую цену за недополученные возможности, знания.
Как в любом кризисе, больше всего страдают самые незащищенные слои общества. Есть те, кому не хватает компьютеров, чтобы учиться дома. Есть родители, которые не готовы помочь с уроками, потому что сами сложно проходили школьные занятия. Есть ограниченная жилплощадь, на которой должны умещаться дети, родители на «удаленке» или вовсе в неоплаченном отпуске, и бабушка, которая боится заболеть и носит маску даже дома. Разумеется, в таких условиях сложно ожидать хороших результатов в учебе.
Для многих школа служила не только источником знаний, но и местом, где раз в день давали хорошенько поесть. Сейчас свежеприготовленную, теплую пищу часто замещают консервами, сахарными хлопьями и другими «снэками», которые в обычным обстоятельствах на столе не появились бы.
У таких родителей нет возможности посетить психолога или курсы по воспитанию. У них нет средств на частных педагогов. Созданные обстоятельства только увеличивают зародившуюся трещину.
Исследования о первой фазе Covid-19 из США [4] показали, что у детей из более бедных семей, оценки по математики существенно ухудшились. У детей из обеспеченных семей они не только не стали хуже, а даже значительно улучшились!
Попытки найти что-то позитивное в «удаленке» часто выглядят как отчаяние. Наивно убеждать себя, что все так же, как и было, только в интернете.
Это проблема, если у моего подростка ухудшились оценки и он с опозданием сдает работы?
Для многих кратковременные сложности могут принести сложные, но нужные уроки, чтобы понять, как планировать, организовать и управлять своими ресурсами. И хотя мы знаем, что эти функции в мозге продолжают развиваться аж до 25 лет и более [5], некоторые в школьные годы очень неплохо справляются с самоорганизацией. Скорее у подростков проявляются ситуативные сложности – отдельная низкая оценка или работа, выполненная с опозданием – как естественные последствия поведения. Не распланировал время, чтобы подготовиться к контрольной, следовательно и оценка неудовлетворительная. Значит, что нужно сделать в следующий раз, чтобы этого не повторилось?
Если, пройдя все эти этапы, подросток все же может улучшить положение дел, то это помогает принять, что неудачный опыт и ошибки – не трагедия. Можно все исправить и идти дальше. Это очень хороший урок!
Другое дело, если проблемы в учебе систематичны – много работ не сдано, сложно подключиться к урокам, низкие оценки и т.п. Тогда это ненормально. И пандемия – не оправдание! Не надо все списывать на удаленную учебу и искать оправдания, что «сейчас так у всех». Во-первых, не у всех. Во-вторых, долги по работам и другие сложности в учебе развивают ощущение неэффективности или представление, что «у меня ничего не выходит». Однозначно не стоит оставлять подростка с этим один на один, иначе будет ощущение, что со всем нужно справляться только собственными силами. Но ведь это не так! Вокруг есть близкие, родители, друзья, в конце концов специалисты, которые в случае необходимости помогут. Дети должны одновременно научиться справляться со сложностями и при этом искать помощи, когда самостоятельно найти решение не получается.
Что делать, если у моего ребенка вдруг появились проблемы в учебе, хотя до этого учился хорошо?
Если ты это заметил, то для начала это уже много. Значит, ты следишь за развитием событий и видишь изменения. Это очень важно!
Однозначно не стоит обвинять подростка! Это может быть первая автоматическая реакция, но постарайся ее сдержать. Оцени, это лишь несколько пробелов или действительно успеваемость покатилась вниз. Попробуй вначале поинтересоваться, выяснить, как сам подросток на все смотрит, чем это объясняет. Получается ли самостоятельно со всем справляться? Или уже все зашло настолько далеко, что подросток потерял веру в то, что способен повернуть ситуацию в другое русло? Или, возможно, есть признаки, что он вообще не планировал что-то делать для улучшения?
Хорошо, если ребенок учится в школе, в которой есть специалисты для поддержки – психолог, социальный педагог, заботливая классная руководительница, с которой сложился контакт. Не надо стесняться просить участия школы. Для того и существуют эти специалисты, чтобы помогать детям! И нет, ты их не потревожишь. Это их работа!
Пробелы в учебном процессе – это общая проблема – и детей, и родителей, и школы. Поэтому и решать ее нужно общими усилиями. Не стесняйся попросить помощи у психолога!
К сожалению, бывает, когда в школе нет такой команды, или у специалистов маленькая ставка, они появляются на работе раз или два в неделю.
Помни, что у тебя есть права попросить поддержки школы – чтобы психолог вник в ситуацию и помог ребенку.
Многие родители обращаются к отдельно практикующим психологам. Не всегда их советы, даже очень хорошие, легко реализовать. Ведь в этом должны поддержать еще учителя! Как бы там ни было, пробелы в учебном процессе – это общая проблема – и детей, и родителей, и школы. Поэтому и решать ее нужно общими усилиями.
Не стесняйся попросить помощи у психолога! Именно он может стать тем специалистом, который лучше всего оценит, что мешает ребенку в учебе и что послужило истинной причиной. Дело во внимании, памяти. Или имеют место эмоциональные переживания, которые мешают сконцентрироваться на уроках. Что бы это ни было, чем быстрее все проясняется, тем лучше результат, которого можно достичь общими усилиями. Признать и принять – это первый шаг!
Советы, которые помогут во время удаленной учебы
Во время уроков держать телефон в другой комнате – чем меньше искушений, тем легче будет концентрироваться.
Более короткие периоды обучения, более частые паузы. Например, 15-20 минут занят заданиями, 5 минут отдыхает в телефоне или перекусывает.
Больше поощрения за проделанную работу, например, за каждое вовремя выполненное домашнее задание – эпизод сериала в “Netflix”.
Помочь ребенку придерживаться триединства, которое определяет ментальное здоровье и способствует усвоению учебного материала – сон, физическая активность, питание.
Принять, что цель чрезвычайной ситуации – пережить кризис, а не продемонстрировать достижения в учебе. Как любая история, и эта тоже когда-то закончится.
Использованная литература
1. Dvorsky, M. and Langberg, J., (2014). Predicting Impairment in College Students With ADHD: The Role of Executive Functions. Journal of Attention Disorders, 23(13), pp.1624-1636.
2. Danese, A. and Smith, P. (2020), Debate: Recognising and responding to the mental health needs of young people in the era of COVID‐19. Child & Adolescent Mental Health, 25: 169-170.
3. Singh, S., Roy, D., Sinha, K., Parveen, S., Sharma, G., & Joshi, G. (2020). Impact of COVID-19 and lockdown on mental health of children and adolescents: A narrative review with recommendations. Psychiatry research, 293, 113429.
4. Engzell, P., Frey, A., & Verhagen, M. D. (2020). Learning inequality during the COVID-19 pandemic.
5. Thompson, A. and Steinbeis, N., (2020). Sensitive periods in executive function development. Current Opinion in Behavioral Sciences, 36, pp. 98-105.