Частный педагог. Когда действительно нужно, а когда нет?

Услышав слово «частный педагог», родители обычно делятся на два фронта – одни категорически против такой опции, другие считают, что иначе невозможно освоить учебный материал, особенно, если он проходит удаленно. Для многих частный педагог ассоциируется с престижем. Когда действительно требуется помощник в учебе, рассказывает психолог, специалист в психологии образования Сабине Вилциня.
  • Сабине Берзиня

    Сабине Берзиня

Во время частных уроков школьник должен быть активным и большую часть работы выполнять сам. Репетитор – это только ментор, который участвует в организации работы.

FOTO:

Во время частных уроков школьник должен быть активным и большую часть работы выполнять сам. Репетитор – это только ментор, который участвует в организации работы.

Оценки в школе – это индикатор, насколько ребенок усвоил учебный материал и насколько готов двигаться дальше. Очень важно, чтобы ребенок сильно не выпадал из процесса. Исследования показали – если образуется пробел в знаниях в сравнении с ровесниками, то со временем риск увеличить эту «трещину» только возрастает. [1] Если пробелы уже большие, плюс существуют другие сложности, например, связанные с поведением, то есть вероятность и вовсе не закончить школу. [2]

Поэтому, если ребенок долгое время получает низки отметки, вначале нужно найти причину, почему так происходит. Результаты должны совпадать с реальным потенциалом. 

 

Что обеспечивает достижения в учебе? 

Часто кажется, что академические достижения связаны только со знаниями, которые ребенок получает в школе. На самом деле это показатель целого ряда навыков, в том числе предварительных знаний, которые помогают реализовать свой потенциал. Важны также благоприятные условия в школе, дома, чтобы ребенок мог учиться согласно своим способностям. 

Предварительные знания. Родителям может казаться несправедливым, что в школе требуют предварительных знаний, ведь «это их работа!». Давайте разберемся. Возьмем, например, развитие речи. Родители имеют большое влияние в этом вопросе, поэтому словарный запас у ровесников может сильно отличаться. Понятно почему. Дети больше слышали от своих родителей, с ними больше говорили, им больше читали, объясняли, описывали. Когда детей вовлекают в диалоги, они и сами начинают говорить больше. [3, 4] Чем больше запас слов, тем лучше социальные навыки: способность попросить помощи, постоять за себя, наладить контакт и пр. Ребенку с более широким запасом слов научиться читать легче, потому что многие слова уже знакомы. 

Академические навыки. Например, письмо, чтение, вычисление, анализ, а также когнитивные и умственные способности (память, мышление). 

Неакадемические навыки. Не менее важны, чем академические. Это и способность учиться, и умение планировать свою работу, находить мотивацию, оценивать прогресс, способность сконцентрироваться и не отвлекаться. [5] В этой же категории находятся социально-эмоциональные навыки и понимание себя, способность справиться со своими эмоциями, сотрудничать с другими – учителям, одноклассниками. [6] Практически невозможно добиться хороших результатов в учебе, если параллельно с выполнением заданий идет «шум в голове» - мысли, которые порождают негативные эмоции, например, «у меня ничего не получается», «другие однозначно поняли, а я нет», «я неудачник». 

Эти неакадемические навыки нужно развивать так же, как и академические. При чем тренировать их как в школе, так и дома. 

Внешние обстоятельства. Среда в школе и в семье. Важно, есть ли дома место, где учиться. Поддерживают ли родители, если это необходимо. Не менее важно сотрудничество со школой – хорошие ли у ребенка отношения с учителями и одноклассниками. 

Все упомянутые навыки (не только академические, как принято думать) одинаково важны, чтобы ребенок удачно адаптировался в школе, демонстрировал успехи и не бросил учебу. 


Причины, по которым дети бросают школу 

В проведенном в Латвии исследовании выяснили, что 9,7% учеников принадлежат к группе риска, когда могут бросить школу, не закончив обучение. [7, 8] 


Виной этому – четыре главных фактора: 

1) проблемы в учебе, 

2) проблемы в регуляции поведения, 

3) нехватка поддержки в семье, 

4) социально-эмоциональные проблемы. [9]


Вначале нужно понимать, почему существуют сложности 

Чтобы понять, нужна ли помощь частного педагога, нужно выяснить, какие из упомянутых аспектов вызвали трудности. 

Если это связано с нехваткой предварительных знаний, поможет дополнительная поддержка и работа с учеником. Иногда хватает подключения родителей. Например, для улучшения понимания языка достаточно, если взрослые регулярно будут вовлекать в диалог ребенка, дополняя друг друга, перефразируя, отображая, кто что сказал. Поможет также чтение, когда вместе обсуждают новые слова и значение терминов. 

Если у родителей нет возможности активно включиться в процесс, то, конечно, на помощь придет частный педагог. 

Если кажется, что причина кроется в деятельности мозга. Например, учитель говорит, что ребенок работает медленно. Или наоборот – не способен спокойно усидеть, дождаться окончания вопроса и перебивает, улетает в своих мыслях, пропускает мимо ушей часть условий задания. Ребенку тяжело концентрироваться на одном, он путает буквы и т.д. В таких случаях помощь нужно искать у школьного психолога. Он поможет выяснить, как работает мозг ребенка. Это существенный фактор, который нужно учитывать в процессе учебы, чтобы подстроить методы поддержки под особенности работы мозга. Например, если ребенок работает значительно медленнее других, то ему поможет сокращение объема учебного материала или возможность выполнять задания дольше. 

Подключение репетитора в данном случае мало повлияет на ситуацию, если не будет поддержки также со стороны школы. 

Поэтому, если ребенок долгое время получает низки отметки, вначале нужно найти причину, почему так происходит. Результаты должны совпадать с реальным потенциалом. 

Если проблемы появились в академических навыках, в качестве поддержки попробовать доступные в школе консультации. Правда, обычно внимание учителя разделено на несколько учащихся, но, возможно, ребенку хватит этого небольшого стимула, чтобы улучшить результаты. Если консультации в школе не дают желаемого эффекта и требуется подключение дополнительных ресурсов, то частный педагог – это решение. 

Если сложности связаны с неакадемическими навыками, которые часто со стороны выглядят как неумение концентрироваться, а школьный психолог говорит, что проблем с вниманием нет, то задача родителей – понаблюдать, как ребенок учится сам. Получается ли справиться с заданиями с момента прочтения условий и до полного выполнения. Таким образом, можно понять, в какой момент ребенок «выключается» и больше не способен выполнять задания. Это хороший способ заметить, каких навыков не хватает. Возможно, ребенок не понимает, как выполнять условия заданий с несколькими ступенями и пропускает часть инструкции. А, может, у него не получается разделить работу на маленькие этапы, и он теряет мотивацию идти до конца. Или ему вообще не ясно, с какого конца подойти к выполнению. В таком случае кто-то из взрослых, например, репетитор научит необходимым навыкам, которые помогут в дальнейшем справляться самостоятельно. По сути, помощь требуется не в самом предмете. Нужно научить учиться! 


Определи цель – чего хочешь достичь с помощью репетитора 

Реклама
Реклама

Вначале нужно понимать, в чем цель – достичь кратковременного результата (например, подготовиться к контрольной) или есть долгосрочные планы – освоить предмет, другие разносторонние навыки. 

В основном помощь частного учителя имеет благоприятное влияние, однако есть исследования, которые показывают, что длительное взаимодействие с репетитором может дать обратный эффект, когда без дополнительной помощи ребенок сам больше не справляется.

Конечно, родителям важен и хороший результат на контрольной, и развитие общих навыков, но на самом деле пользу в долгосрочной перспективе приносит именно умение учиться, заботиться о росте компетенции. Если делать акцент только на сдачу проверочных работ, то после их выполнения, когда частного педагога не будет рядом, возможно, ребенок не справиться с последующим учебным материалом. [10]

Цель может быть далекоидущей: не просто освоить какой-то предмет, например, математику и экономику, а параллельно изучать, как обходиться с деньгами, создавать накопления, относиться к финансам в целом. 


Не жди идеального результата! 

Никто не сказал, что с частным педагогом у ребенка будут хорошие результаты в школе. Исследования о том, насколько эффективна помощь репетитора, весьма противоречивы, потому что на результат влияет несколько факторов. Например, насколько мотивирован ученик – что происходит, когда частный педагог не доступен? Есть ли поддержка родителей или помощь от других взрослых? В основном помощь частного учителя имеет благоприятное влияние [11], однако есть исследования, которые показывают, что длительное взаимодействие с репетитором может дать обратный эффект, когда без дополнительной помощи ребенок сам больше не справляется. [12]

 

Советы родителям

Нанимая частного педагога, было бы хорошо договориться, чего ожидают родители и школьник – только освоить конкретную технику для решения задач, или все-таки более широкие навыки, которые можно самостоятельно применить в похожих вопросах. 

Можно понаблюдать, задает ли репетитор вопросы, чтобы убедиться в усвоении материала; объясняет ли взаимосвязь выполнения задания с другими, вроде бы, несвязанными навыками; формирует ли отношение к учебе, которое поможет самостоятельно заниматься и искать мотивацию. Очень важно, чтобы частный педагог показал способы, как справиться с неясными задачами, самому понять, где допущена ошибка. Хороший репетитор позволяет своему воспитаннику допустить ошибку, учит их замечать и исправлять. Подобные навыки помогут ребенку самостоятельно решать задачи, даже когда рядом не будет помощи. Во время частных уроков школьник должен быть активным и большую часть работы выполнять сам. Репетитор – это только ментор, который участвует в организации работы. 

В свою очередь, если понимаете, что частный преподаватель все-таки обходится дорого, задумайтесь об альтернативных возможностях поддержки. Ребенка нельзя оставлять без помощи, если она требуется. Изучите, что доступно в интернете – лекции учителей в видео-формате, онлайн-занятия. Возможно, старшая брат или сестра согласятся помочь? Или есть возможность выполнять задания вместе с одноклассником, который хорошо понимает предмет? 

Дети очень хорошо осваивают учебный материал, когда есть диалог, когда его просят мотивировать свой ответ, объяснить ход мыслей. 

Ребенку пригодится также пример родителей. Когда они покажут, как лучше справиться со школьными заданиями. Даже если вам, взрослым, самим непонятно, как решить задачу, покажите, как искать варианты в таких ситуациях. Например, воспользоваться интернет-ресурсом. Или поговорить с одноклассником, который хорошо усвоил материал и может объяснить другому. Может, стоит связаться с учителем и спросить, как выполнить задание. Родители часто отказываются участвовать в учебном процессе, потому что не чувствуют своей компетентности. Однако решение самой задачи не столь важно, насколько нужно научить именно искать дополнительные способы справиться с ситуацией. Дети очень хорошо осваивают учебный материал, когда есть диалог, когда его просят мотивировать свой ответ, объяснить ход мыслей. 

Старайтесь общий процесс обучения сделать приятным. Например, разделите задания на маленькие части, позвольте себе и ребенку порадоваться результатам на каждом этапе. Не надо концентрироваться на решении большого задания. 


Ссылки:

1. Durlak, J. A. (1995). Developmental clinical psychology and psychiatry, Vol. 34. School-based prevention programs for children and adolescents. Sage Publications, Inc. https://doi.org/10.4135/9781483327396

2. Richman,J. M., Bowen, G. L., & Woolley, M. E. (2004). School failure: Woolley, An ecological-interactional-developmenptearlspective. In: M. W. Fraser (Ed.), Risk and resilience in childhood A:necologicapl perspective (2nd. ed., p. 133–160).Washington, DC:NASWPres

3. Hart, B., & Risley, T. R. (1995). Meaningful differences in the everyday experience of young American children. Baltimore, MD: Paul H. Brookes Publishing Company.

4. Risley, T. R., & Hart, B. (2006). Promoting Early Language Development. In N. F. Watt, C. Ayoub, R. H. Bradley, J. E. Puma, & W. A. LeBoeuf (Eds.), Child psychology and mental health. The crisis in youth mental health: Critical issues and effective programs, Vol. 4. Early intervention programs and policies (p. 83–88). Praeger Publishers/Greenwood Publishing Group.

5. https://www.skola2030.lv/lv/jaunumi/blogs/pasvadita-macisanas-kas-tas-ir

6. https://casel.org

7. Nīmante, D., Daniela, L., Raževa, A., Raščevska, M., Tūbele, S., Berķe, A., Kraģe, 

G. Koncepcija “Iekļaujošās izglītības un sociālās atstumtības riskam pakļauto jauniešu 

atbalsta sistēmas izveides un tās darbībai nepieciešamā personāla sagatavošanas un 

kvalitātes uzlabošanas koncepcija”, 2009. Pieejams: http://www.ppf.lu.lv/v.3/eduinf/

files/2009/ESF_koncepcija.pdf

8. Krage, G. & Ivanova, I. (2018). ATBALSTA SISTĒMAS PILNVEIDE UN VADĪBA PRIEKŠLAICĪGU MĀCĪBU PĀRTRAUKŠANAI. https://epale.ec.europa.eu/sites/default/files/krage_ivanova-atbalsta_sistemas_pilnveide_un_vadiba.pdf

9. Raščevska, M., Raževa, A., Martinsone, B, Tūbele, S., Vucenlazdāns, P., Vazne, Ž. (2012) Skolotāju aptaujas par skolēnu mācīšanās darbību un uzvedību (SASMDU) ticamība un validitātes. Latvijas Universitāte ISBN978-9984-45-560-0 http://www.atbalsts.lu.lv/uploads/f/20120824185915223.pdf

10. https://theconversation.com/5-things-to-consider-before-you-hire-a-tutor-for-your-child-113323

11. Cohen PA, Kulik JA, Kulik C-LC. Educational Outcomes of Tutoring: A Meta-analysis of Findings. In: American Educational Research Journal. 1982;19(2):237–248. doi:10.3102/00028312019002237

12. Shanahan, T (1998). On the effectivenes and limitations of tutoring in reading. Review of research of education, 23, 217–234. 


Hock, M. F., Pulvers, K. A., Deshler, D. D., & Schumaker, J. B. (2001). The Effects of an After-School Tutoring Program on the Academic Performance of At-Risk Students and Students with LD. Remedial and Special Education, 22(3), 172–186.