Нейротехнологии против зависимостей от компьютера и телефона
-
Нилс Саксс Константинов
Подростковый психотерапевт
Пандемия может быть не только в мире вирусов, но также в сфере ментального здоровья. Если речь идет о детях и подростках, то одна ментальная пандемия бушует последние годы. Об этом можно судить по тому, как часто в кабинете психотерапевта в самых разных комбинациях и склонениях звучат слова «компьютер» и «мобильный телефон» - «зависимость от компьютера», «сидит только в телефоне», «успеваемость упала из-за компьютера», «ничего другое не интересует»…
Переживания о том, что дети слишком много времени и внимания уделяют новым технологиям, начались задолго до эры Covid-19, и, судя по всему, будут продолжаться еще долго, когда о вирусе уже благополучно забудем. К тому же есть основания думать, что проблемы с использованием технологий после пандемии вируса только увеличатся. Из-за удаленной учебы и других ограничений у экранов компьютера и мобильного телефона проводятся часы. Для многих молодых людей экран стал единственным средством связи не только со школой, но и всем, что им важно в жизни – друзьями, развлечениями, миром за пределами дома.
Больше 50% подростков в опросах указывают, что время, проведенное за компьютером или в телефоне, вызывает у них проблемы.
У многих эти привычки сохранятся и после того, как ограничения, связанные с пандемией, закончатся. Хорошая новость заключается в том, что в мире технологий появляются новые методы. Многие из них стали доступны для латвийских школьников, у которых констатированы проблемы в связи с использованием компьютера или мобильного телефона.
Это зависимость?
Родители часто задают вопрос, не стал ли их ребенок зависимым от компьютера или смартфона. Термин «компьютерная зависимость» недостаточно точный, потому что стать зависимым от самого компьютера невозможно. Под этим обычно подразумевается проблематичное поведение, которое появляется в результате использования гаджетов. Например, видеоигры или соцсети, из-за которых ухудшается успеваемость в школе. Всплески агрессии или непонимание в семье. В профессиональной среде эти действия обозначают словом «процессы», поэтому можно услышать термин «зависимость от процессов». Однако стоит отметить, что здесь у детских психотерапевтов, психологов и психиатров нет единого мнения. Так же как исследователи пока не смогли предоставить точных доказательств, что действия в компьютере вызывают зависимость, которую можно приравнять, например, к наркотической зависимости. Еще нужно учитывать, что технологии, которыми пользуется молодое поколение, всегда будут вызывать сомнения у поколения, которое не соприкасалось с гаджетами в таком объеме. До этого родители могли переживать, что дети слишком много слушают радио, смотрят телевизор и читают комиксы.
Больше 50% подростков в опросах указывают, что время, проведенное за компьютером или в телефоне, вызывает у них проблемы.
Части детей технологии могут мешать другим делам – учебе, работе, развлечениям на свежем воздухе или коммуникации с друзьями. Например, ребенок проводит в социальных сетях так много времени, что больше не остается ресурса на домашние задания и игру в мяч вместе с друзьями. Это, в свою очередь, может привести к нездоровому образу жизни, лишнему весу, проблемам со здоровьем и сложностям в общении с людьми без экрана. Однако компьютер и мобильный телефон – это только технология. Вопрос, какой контент выбирает ребенок. Видеоигры, социальные сети или порнография – вот основные позиции, которые вызывают жалобы на поведение. Каждая проблема индивидуальна и требует своего подхода в решениях.
Почему у детей возникают проблемы?
Исследования показывают, что привычки использования новых технологий заботят не только большинство родителей, но и самих детей. Больше 50% подростков в опросах указывают, что время, проведенное за компьютером или в телефоне, вызывает у них проблемы. Конечно, можно ограничить время, лимитировать разные функции. Но как понять, когда под угрозой не просто график и распределение времени, а уже психоэмоциональное здоровье?
Для многих молодых людей экран стал единственным средством связи не только со школой, но и всем, что им важно в жизни – друзьями, развлечениями, миром за пределами дома.
Смело можно сказать, что проблема использования технологий так же, как и любая другая проблема, больше коснется детей и молодежи, у которой есть какие-то дополнительные риски. В экранах и в виртуальном мире гораздо глубже застревают дети с другими сложностями ментального здоровья, например, депрессией или тревогой. Дети с аутическим спектром или признаками дефицита внимания и гиперактивности будут больше подвержены созданным технологиями проблемам. Дети, у которых не складывается дружба с ровесниками или которые по разным причинам чувствуют себя вытолкнутыми, обычно будут стремиться больше времени проводить в виртуальной среде. Большой риск также при неподходящих воспитательных методах в семье, особенно по отношению к использованию технологий. Проблемы будут больше и когда воспитание слишком «либеральное» (ребенок может бесконтрольно пользоваться устройствами), и когда слишком «консервативное» (ребенку вообще не разрешают использовать телефон и интернет).
Однако, судя по клиническому опыту, чаще проблемы создает совершенно простая вещь – неподходящий возрасту ребенка дневной режим. Если в дневной график не будут включены активные занятия после школы, то риск засидеться у компьютера после школе намного выше. Наивно надеяться уговорить подростка, который большую часть дня сидит у компьютера, терпеливо решать математические задания, а не смотреть параллельно “Youtube” и отвлекаться на видеоигры. В головном мозге есть центры, которые отвечают за самоконтроль и способность концентрироваться. В подростковом возрасте они еще продолжают развиваться. У многих, особенно мальчиков, это часть мозга довольно чувствительна. Поэтому стимулы экрана его особо привлекают. Контролировать это самостоятельно нередко просто невозможно. Тогда необходимы разумные ограничительные меры и более строгий план дня.
Когда начинать переживать?
Представления родителей и детей о том, сколько времени можно проводить у экранов, обычно очень отличаются. Да и видение специалистов тоже может быть противоречивым. Так сложилось потому, что у науки нет четких ответов, влияет ли и каким образом время, проведенное у экранов гаджетов, на мозг и восприятие детей школьного возраста. Хорошо было бы ввести здоровые привычки использования технологий как можно раньше – маленьким детям и ученикам начальной школы гораздо легче структурировать режим дня. Но как знать, когда проведенные часы у экранов за школьными заданиями и видеоиграми, уже стали проблемой для подростка?
В таких случаях грамотно было бы взглянуть с другой стороны: достаточно ли времени ребенок посвящает другим занятиям, которые необходимы для развития в определенном возрасте – учеба, отдых с друзьями и семьей, спорт, хобби или досуг без дополнительной стимуляции. Если эти вещи обеспечены, то оставшееся время можно без колебаний посвятить играм и другим развлечениям. Красная лампочка загорается тогда, когда ребенку становится сложно справляться с какой-то из своих жизненных сфер – школой, друзьями, отношениями. Или из плана дня начинают выпадать важные вещи из-за того, что у экранов проведено почти все время бодрствования. Иногда о проблемах сигнализируют эмоциональные нарушения: подавленность, желание изолироваться, неконтролируемая злость и агрессия.
Как помочь, когда появились проблемы?
Если обычные методы воспитания не дают плодов и влияние технологий начинает мешать, имеет смысл поговорить со специалистом. Психолог или психотерапевт поможет родителям лучше оценить степень сложностей, а также посоветует различные подходы, как эффективнее структурировать режим дня ребенка и добиться его соблюдения. В наши дни привычные методы начинают дополнять особые современные технологии, которые помогают лучше понять проблемы и предложить понятные для ребенка, интересные терапевтические подходы.
Если в дневной график не будут включены активные занятия после школы, то риск засидеться у компьютера после школе намного выше.
Тесты и диагностика
Новейшие технологии позволяет точнее понять проблемы ребенка и насколько сильное влияние оказывает использование компьютера или мобильного телефона. Особые дигитальные тесты, которые созданы по образу компьютерных игр, позволяют определить, повлияло ли время, проведенное у экранов, на способность ребенка концентрироваться, его память, фокусирование и другие важные функции. Это важно, если у ребенка ухудшаться оценки, появилась агрессия, которую родители связывают с видеоиграми. Тогда имеет смысл понаблюдать за ребенком во время игр, одновременно изучив определенные показатели – например, стрессоустойчивость. Специалист получает довольно ясную картину о конкретных сложностях ребенка, что позволяет подобрать ему соответствующую и эффективную терапию. Важно, чтобы ребенок во время тестирования был вовлечен и заинтересован попробовать новые технологии – это позволит ему понять, что это не просто «разговор с психологом, который будет учить правильно жить», а серьезный, захватывающий процесс, в котором он сам захочет поучаствовать.
Терапия виртуальной реальности
На данный момент новейшая технология в мире, которую применяют в сфере психоэмоционального здоровья детей. Используют разработанный для особых клинических целей шлем виртуальной реальности, через который ребенок попадает в определенные ситуации, в которые его направляет специалист. Например, дети, которые из-за чрезмерного использования компьютера стали терять навыки коммуникации, попадают в социальные ситуации, в которых осваивают навыки, как справиться с тревогой, сформировать новые стратегии поведения. Специалист тем временем с помощью компьютерной программы следит за уровнем стресса ребенка, увеличивая или уменьшая интенсивность стимулов, которые ребенок видит в виртуальной реальности. Этот вид терапии хорошо помогает детям, которые испытывают проблемы с концентрацией, тревогу или страх, которые связаны с различными ситуациями – например, проверочная работа в школе или посещение публичных мест.
Биофидбек и нейрофидбек
И дыхание, и показатели пульса тесно связаны с эмоциональным состоянием и регуляцией. Поэтому все больше в терапии используются технологии, которые помогают измерить психофизиологические показатели детского организма. Это позволяет улучшить различные мозговые способности, которые сложнее даются детям с проблемами в концентрации. Во время терапии особо чувствительный сенсор измеряет сердечный ритм ребенка, уровень влажности кожи (биофидбек) или волновую активность мозга (нейрофидбек). Эти данные отображаются на экране, и ребенок обучается во время техник, которые позволяет ему уменьшить напряжение, агрессию, регулировать эмоции, улучшить способности концентрации.
Важно понять, что это не просто “разговор с психологом, который будет учить правильно жить”, а серьезный, захватывающий процесс, в котором он сам захочет поучаствовать.
Так как мозг в этом возрасте очень эластичен, то легко подстраивается под желаемый режим. Так, например, ребенок на экране может смотреть какое-то видео или слушать музыку, однако компьютер позволяет делать это только тогда, когда мозг находится в оптимальном режиме концентрации. Это помогает мозгу самому адаптироваться этому желаемому состоянию, и способности концентрации ребенка могут значительно улучшится. Поэтому эта форма терапии особо рекомендуется при проблемах в удержании внимания. В других странах мира у родителей, детей которых констатирован синдром дефицита внимания и гиперактивности, даже есть возможность выбрать этот метод терапии вместо медикаментозной терапии. Однако надо учитывать, что для достижения результатов, так же, как и при любом методе тренировок, необходимо определенное время и регулярность. Чтобы такие сложные технологии использовать безопасно и эффективно, нужен опытный и особо обученный специалист, которых в Латвии пока всего несколько.
Нейроигры и мобильные технологии
Если у ребенка есть небольшие проблемы определенного характера, например, использование технологий связано с повышенным стрессом или сложностями в планировании своего времени, то на помощь придет программа регулярных мобильных тренировок, которые можно выполнять дома или в школе. Ребенку дают определенное время в день для особой нейроигры. Это помогает улучшить необходимые мозговые функции. В свою очередь игровой формат обеспечивает вовлеченность ребенка и сохраняет его интерес о процессе.
Через мобильный телефон ребенка специалист может также удаленно проводить тренировку «виртуальной осознанности», которая помогает уменьшить напряжение и выплески эмоций. Ребенок помещает свой телефон в картонный держатель и использует его в качестве очков, что позволяет специалисту на расстоянии подсоединить программу терапии. В особо созданной виртуальной среде ребенок легче успокаивается или осваивает способности контроля эмоций.
Где доступна помощь подобного вида для детей и подростков?
Центр психотерапии для подростков и молодежи
Кабинет нейротехнологий
- психодиагностика
- терапия вируальной реальности
- биофидбек
- нейроигры и мобильные технологии
www.pusaudzis.lv
Центр развития интеллекта
- нейрофидбек
- тренировки внимания и концентрации
www.intelektacentrs.lv
Практика врача-невролога Сандры Вестермане
- диагностика
- биофидбек
www.e-neirologs.lv