Родительское увлечение гаджетами влияет на привязанность младенцев и развитие мозга
-
Никита Безбородов
Развитие мозга длится 25 лет
Человеческий мозг похож на тонкий и очень сложный механизм. Сразу после рождения он в своем развитии находится только в стартовой позиции, но продолжает интенсивно развиваться в течение последующих лет жизни, причем различные части мозга каждая в свое время. Чтобы лучше охарактеризовать, насколько постепенным и последовательным является развитие человеческого мозга, детский психиатр Никита Безбородов сравнивает этот процесс с более примитивно созданным мозгом рептилий — мозг малышей рептилий уже сразу после рождения достиг практически своего максимального уровня развития, поэтому и в отличие от человека, например, роль самки черепахи в первичной заботе в период раннего развития малыша очень условна. «Главная задача самки —выплыть на берег, выкопать в песке ямку, отложить в нее яйца, зарыть ямку. И потом можно уплывать — на этом ее роль в заботе выполнена, потому что малыш, когда вылупляется, уже способен исполнять все важные для своей жизни функции: ориентироваться на стимул, найти океан, плавать, поесть, подрасти и продолжать жизненный цикл. Если бы у людей природой было решено тоже дождаться момента, когда мозг малыша созрел полностью, и только тогда позволить ребенку прийти в мир, то беременность длилась бы 25 лет, так как до этого возраста человеческий мозг все еще продолжает развиваться».
Зрительный контакт с мамой. Такой важный и незаменимый
В этом тонком и сложном процессе развития мозга многое зависит от биологии и генетики, однако неоспоримо большое влияние оказывает и окружающая среда. Поэтому, чтобы малышу человека после рождения помочь выжить, природа предусмотрела создать систему привязанности — очень особые и интенсивные отношения между младенцем с одной стороны и первичным заботящимся о нем лицом с другой. «Привязанность в большой степени формируется благодаря коммуникации между ребенком и его опекуном. Это доказано также в исследованиях, что после рождения ребенка на неосознанном уровне меняется даже язык первичного опекуна, в нем появляется очень много повторений, более короткие предложения, что важно для дальнейшего развития языка ребенка. Однако в очень раннем возрасте отношения с опекуном формируются главным образом невербально — с помощью взгляда, выражения лица, жестов, мимики. Если развитие ребенка происходит нормально, в возрасте шести месяцев он уже может самостоятельно принимать активное участие в коммуникации, фиксировать взгляд, распознавать лицо мамы и, благодаря зеркальным нейронам, реагировать эмоциями (мама улыбается — ребенок улыбается в ответ). А также закладываются основы для многих других важных функций — как навыков коммуникации, так и способности саморегуляции», — объясняет детский психиатр Никита Безбородов.
Чем больше родители будут увлекаться экранами, тем больше это повлияет на отношения привязанности с ребенком, а также определит, какими будут привычки отпрыска в пользовании экранами в будущем.
Однако до тех пор, пока кора лобной доли (она отвечает за саморегуляцию, самоконтроль, импульсное торможение и концентрацию внимания) еще не созрела и ребенок не способен самостоятельно регулировать свои эмоции и поведение, эту обязанность должны взять на себя родители: когда ребенок встревожен, ему надо помочь успокоиться, чтобы ребенок получил опыт и узнал, что тревога — это временное состояние. «К сожалению, биологические процессы определяют, что пластичность мозга со временем уменьшается, поэтому у ребенка есть несколько так называемых критических возрастных этапов развития, когда влияние среды на развитие функций какой-либо конкретной части мозга имеет наибольшее значение. Даже для тех частей мозга, которые созревают очень медленно, критический период развития — это именно первые два года жизни», — говорит психиатр, добавляя, что развитие мозга ребенка, с одной стороны, является постепенным, а с другой — очень последовательным, поэтому все стадии развития являются незаменимо важными. «Невозможно перепрыгнуть через какой-то этап развития точно так же, как нельзя построить многоэтажный дом без первого этажа», — говорит Никита Безбородов.
До 2 лет без экранов
Детский психиатр подчеркивает, что невозможно говорить о том, каким было бы допустимое время использования экранов для ребенка в возрасте до двух лет, потому что такового нет! Маленький человек в телефоне, компьютере или ТВ в этом возрасте не может воспринять, где связать увиденное с жизнью... «Конечно, экран яркий, он в любом возрасте привлечет внимание, но одновременно и отвлечет внимание от других намного более важных для развития занятий, которые могут положительно влиять на развитие ребенка, в том числе и на коммуникацию, и на навыки саморегуляции, и на отношения с родителями. Такие эксперименты уже проведены, и доказано: если ребенка до двухлетнего возраста сажают перед телеэкраном, показывают ему фильм, в котором кто-то входит в помещение и прячет в коробку какую-нибудь интересную игрушку, а потом заводят в идентичную комнату, где находится именно такая коробка, которую он только что видел на экране ТВ, малыш по-прежнему не знает, что там можно найти спрятанную игрушку. Это наглядно показывает, что в возрасте до двух лет увиденное на экране не связывается с реальностью», — объясняет психиатр.
По всем этим причинам тем, кто нянчит только что родившегося младенца или воспитывает ребенка в возрасте до двух лет, самое важное, что нужно намотать на ус и запомнить: главным образом внимание следует уделить своим [взрослых людей] привычкам использования смарт-устройств, понимая, что время, посвященное экранам, не конкурирует со временем, которое можно было бы полноценно провести вместе с ребенком. «Чем больше родители будут увлекаться экранами, тем больше это повлияет на отношения привязанности с ребенком, а также определит, какими будут привычки отпрыска в пользовании экранами в будущем. Как известно, дети учатся не от того, что им рассказывают, а от того, что они видят», — говорит Никита Безбородов.
Still face experiment
С наглядным примером того, что происходит в момент, когда между ребенком и опекуном не хватает эмоционального взаимодействия, можно ознакомиться в интернете, написав в поисковике: «Still face experiment». Эксперимент наглядно показывает, что происходит, если лицо мамы, когда она смотрит на ребенка, внезапно замирает, оно больше не выражает никаких эмоций. Поначалу малыш делает все, чтобы добиться того, чтобы мама опять реагировала, он улыбается, пытается дотянуться до руки, визжит, словно спрашивая, что здесь происходит, реагирует на ситуацию с недовольством. В течение двух минут, когда не происходит эмоционального взаимодействия, ребенок начинает реагировать негативно, плачет. Мы можем представить, что такая же ситуация происходит в момент, когда опекун ребенка отворачивается от малыша, потому что считает более важным прочитать сообщение в WhatsApp или написать СМС. Но, если ребенку не хватает прямого взгляда, он не видит лицо папы или мамы, проявление недовольства будет неизбежным.
Исследования не успевают за развитием технологий
Раньше считалось, что допустимое время, которое ребенок мог бы проводить, глядя на экран, можно рассчитать по формуле: возраст ребенка умножить на 3 минуты. «Сейчас любые подобные рекомендации больше не действуют», — говорит психиатр. Также сделать вывод о том, какие последствия современные технологии оставят на психоэмоциональном развитии детей, можно будет только тогда, когда наконец будут доступны данные каких-то научных исследований по этой теме. Однако Никита Безбородов признает, что, к сожалению, технологии развиваются намного быстрее, чем цикл научного исследования мог бы успевать за ними: «Поэтому пока таких убедительных исследований не хватает, зато достаточно изучено, как просмотр телевидения влияет на развитие ребенка.
Если, будучи с ребенком, мама или папа направляют лицо только на экран, у малыша отнимается возможность тренировать свои навыки коммуникации и учиться регулировать свои эмоции.
Из этого мы также можем сделать множество закономерных выводов. Если телевизор работает каждый день в помещении, где находится и ребенок, он отвлекает внимание, уменьшает его способность сосредоточиться. Также можно уверенно утверждать, что длительный просмотр ТВ (даже если телевизор работает в фоновом режиме) снижает качественное время, которое родители посвящают ребенку. Это, конечно, не может остаться без последствий, потому что по крайней мере на первом году жизни малыша самой важной для развития является именно невербальная коммуникация, прямой зрительный контакт со своим первичным опекуном. Малыш видит невербальные сигналы мамы или папы, мимику, взгляд, родители тоже замечают невербальные сигналы ребенка, и, когда они взаимно реагируют на них, происходит это взаимодействие. Напротив, если, будучи с ребенком, мама или папа направляют лицо только на экран, у малыша отнимается возможность тренировать свои навыки коммуникации и учиться регулировать свои эмоции, чтобы в будущем, если он попадет в какую-либо дистрессовую ситуацию, у него были навыки, как с этими неудобствами справляться».
Но не переусердствовать!
Понятно, что и родителям, которые являются активными пользователями гаджетов, ситуацию не надо драматизировать, боясь и беспокоясь, чтобы только активное использование смарт-устройств радикально не повлияло или даже вообще не позволило создать отношения привязанности со своим ребенком. «Тогда ребенку надо было бы расти в детском доме в какой-нибудь институции в Бухаресте времен Чаушеску, в очень неблагоприятных условиях, чтобы действительно можно было говорить о том, что в такой среде нет никакой возможности создать отношения привязанности», — утешает детский психиатр. Он объясняет, что на самом деле ни у кого из нас нет на 100 % надежной привязанности, потому что так просто не бывает, что на каждую потребность младенца в раннем возрасте молниеносно появляется первичный опекун, который сразу реагирует и все потребности малыша незамедлительно удовлетворяет. «В жизни это так не работает, поэтому привязанность — это всегда амальгама, в ней есть свои и безопасные, и небезопасные части. Когда в жизни мы попадаем в какой-то кризис, мы каждый регрессируем до самой небезопасной формы своей привязанности, и это будут те моменты, когда взрослому человеку больше понадобится помощь со стороны, больше внешней регуляции, чтобы справиться с переживанием».
Поэтому, если думать о том, как реализовать «два в одном» — и воспитать психоэмоционально здорового ребенка, и не отказываться от предлагаемых в цифровую эпоху возможностей, — мораль лаконична: надо делать, сколько можно, чтобы создать максимально хорошие отношения привязанности со своим ребенком, в то же время не забывая более критически взглянуть и на свои привычки и гигиену использования смарт-устройств, время от времени спрашивая себя: может, сейчас есть что-то более ценное, что можно сделать вместо того, чтобы лишний раз взять в руки телефон...
Потери, если в руки ребенка слишком рано попадают мобильные устройства:
- не тренируется и не развивается способность справляться с эмоциями;
- нарушается развитие способности концентрироваться;
- нарушается способность тормозить импульсы;
- нарушается способность находить мотивацию для действий, требующих усилий;
- не развивается мелкая моторика, которую можно формировать, занимаясь другими играми и активностью.
Дополнительная литература:
- Media and Young Minds. Доступно: https://pediatrics.aappublications.org/content/138/5/e20162591.
- Media Use in School-Aged Children and Adolescents. Доступно: https://pediatrics.aappublications.org/content/138/5/e20162592.
- The Health Impacts of Screen Time — A Guide for Clinicians and Parents. Доступно: https://www.rcpch.ac.uk/resources/health-impacts-screen-time-guide-clinicians-parents.